Александр Розов (alex_rozoff) wrote in carians,
Александр Розов
alex_rozoff
carians

Categories:

Авторитарный аспект христианства. Часть I

(автор: Александр Ярославцев)
С точки зрения психолога Эриха Фромма, авторитарные и гуманистические элементы можно найти и внутри одной и той же религии (Эрих Фромм «Иметь или быть», – М.: «Прогресс», 1990 г., с. 256, с. 246–267).
Традиционную христианскую религию он резко критикует за идолопоклонство, за авторитаризм, за то, что она в идеологической форме отражает ценности собственников и власть имущих и используется для поддержания и сохранения существующих социальных порядков. Он принимает в ней лишь то, что, с его точки зрения, помогает утверждению гуманистической религии любви, в которой наиболее существенная и укоренившаяся в человеке религиозная потребность получает полное и адекватное удовлетворение.
В Новом Завете, безусловно, можно найти много нравственных ценностей представляющих гуманистический аспект христианства. Но нельзя закрывать глаза и на его авторитарный аспект, направленный на поддержание устоев общества, в котором господствует угнетение и тирания, препятствующий осознанию людьми своего несправедливого положения, препятствующий как развитию отдельного человека, так и социальной структуры общества в целом. Этот авторитарный аспект Христианства формирует особый психологический механизм, действие которого можно продемонстрировать следующим образом.

Во-первых, – человеку внушается мысль, что господство одних и рабское, угнетенное положение других – это нормально, потому, что установлено высшей невидимой силой – Самим Богом. Вдумайтесь в многослойный смысл следующей цитаты:
(Новый Завет, послание Апостола Павла к Колоссянам, гл. 1, стих 16):
«16 Ибо Им (Богом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано».

При этом особо подчеркивается: «...– все Им и для Него создано». То есть человек – не волен распоряжаться собою, он НЕ ЛИЧНОСТЬ, он превращается в чужую собственность, в вещь. К тому же и народ и господа оказываются – якобы в одинаковом положении – в роли СРЕДСТВА для реализации одному Богу известной цели. Уже на этом этапе человек перестает быть целью, и превращается в средство, а с господ снимается большая часть ответственности за притеснения народа. Полностью это делается после.
Далее от верующего требуется полное, беспрекословное подчинение любым властям и начальствам, как ставленникам этой высшей силы (Бога):
(Послание Апостола Павла к Римлянам, гл. 13, стихи 1 – 7):
«1 Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению;».
Пример правления Ельцина и Черномырдина как никогда отчетливо показывает ложность этой догмы и делает ее звучание для людей живущих на территории России просто кощунственным.
Да в течение всей истории России Правители не баловали свой народ справедливостью. Но и полное отсутствие в стране справедливости вообще – блестяще оправдывается следующими догмами:
(Новый Завет, 1-е послание Апостола Петра, гл. 2, стихи 13 – 20):
«13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: Царю ли, как верховной власти,
14 Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и поощрения, делающих добро...
17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
( И далее следует потрясающее объяснение того, – зачем должна быть в мире несправедливость)
19 Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу».

Не правда ли очень рациональное объяснение необходимости существования несправедливости, ведь это безропотное терпение, по словам Петра – как бы испытание в верности Богу. Но, честно говоря, трудно представить себе ВСЕБЛАГОГО нежно любящего своих детей Отца, которому были бы нужны несправедливые страдания своих детей. Такой Отец выглядит отъявленным садистом. Но в комплексе с другими догматами, для традиционного Христианского сознания такое объяснение источника несправедливости в мире, данное Апостолом Петром, кажется удовлетворительным. Согласно другим догматам христианину остается только хвалиться унижениями своими и бороться с искушением восстановить справедливость, ибо иначе он не получит спасение души и жизнь вечную.


НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, царящая в мире, как это не парадоксально, объявляется нормальным явлением, необходимым для Бога. – Это наводит на странные мысли... Однако, если не дать рационального объяснения несправедливости, то само здание веры в Мудрого и Непогрешимого Творца может рухнуть. – Ведь вокруг столько несправедливости. Ведь если не оправдать весь этот парад лжи и издевательств над человеком – он может возмутиться, в нем может пробудиться чувство собственного достоинства, гнев и сомнения... В его сознании могут возникнуть предположения – то есть Ереси, что мир устроен совсем не так, как говорится в священном писании... А этого никак нельзя допустить! Поэтому именно эти естественные чувства и мысли используются для объяснения того, зачем Богу угодна несправедливость. Гордость, гнев, разногласия и сомнения, и тем более новые гипотезы – то есть Ереси объявляются страшными грехами (Посл. к Галатам, гл. 5, стихи 19–21), а пробуждение этих чувств и мыслей в душе – объявляется искушением, с которым и нужно бороться. – (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 2–12). Нужно подавлять в себе эти чувства и мысли в зачаточном состоянии. Оказывается, что несправедливые страдания – это испытание вашей веры на твердость и совершенство с помощью искушений. И без этих испытаний вы будете недостойны спасения души и жизни вечной.
(Посл. 1-е Петра, гл. 1, стихи 6 – 7, 9):
«6 О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений,
7 Дабы испытанная Вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,...
9 Достигая наконец Верою вашею спасение душ».
(Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 2 – 12):
«3 Зная, что испытание вашей веры производит терпение;...
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

Поэтому искушения, например, в виде издевательства господ, или любой другой несправедливости надо принимать: «С великой радостью»... (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 2–14) – зная, что через это производится терпение, и вы достигаете совершенства. Получается что, чем больше вы позволяете унижать себя – тем вы совершеннее, тем вы угоднее Богу. Ведь это безропотное терпение и полное послушание как раз и требуется для спасения души и получения жизни вечной (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 2–14). Униженность возводится в особую доблесть - (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 9–10), а «умерщвление» – измождение и немощь плоти порой возвышается до культа. (Посл. 2-е Коринфянам, гл. 11, стихи 17–32; гл. 12, стихи 5–9).
Апостол Иаков пишет в своем послании:
«9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 А богатый – унижением своим, потому что он прейдет как цвет на траве». (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 9–10). Но это слабое утешение... Чтобы хоть как-то утешиться, человек может с презрением произнести в адрес своих господ: «...что высоко у людей, то мерзость пред Богом». (Евангелие от Луки, гл. 16, стих 15).
В таком состоянии человек готов терпеть любые издевательства над собой из-за страха – перестать быть Богоугодным; из-за страха нарушить заповедь – не противься злому; из-за страха потерять спасение души и жизнь вечную. Он даже научается наслаждаться страданиями. - И поэтому человек становится неспособным не только свергнуть свое рабство, и своих угнетателей, но даже в какой-то степени оказывать им сопротивление.
Но если все-таки пострадавшему человеку придет в голову мысль, что с несправедливостью надо бороться, а тем более мысль, что злые, эгоистичные господа сами создали законы выгодные только для себя, но несправедливые по отношению к народу – и следовало бы эти законы изменить, то столь Еретическая для христианина мысль сразу направляется определенными догматами по ложному пути:
«1 Не судите, да не судимы будете» (Евангелие от Матфея гл. 7, стих 1; от Луки гл. 6, стих 37).
«9 Не сетуйте братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот Судия (Бог) стоит у дверей»... (Посл. 1-е Иакова, гл. 5, стих 9)

(Первое соборное послание Иакова, гл. 4, стихи 10 – 12):
«10 Смиритесь перед Господом, и вознесет вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия (Бог), могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?»

Эти догматы, внедренные в сознание, прекрасно маскируют подлинные отношения в обществе и освящают любые законы, созданные господствующим классом, внушая мысль, что они созданы самим Богом. Власть класса феодалов маскировалась, как освященная Богом власть Короля и тех, кому он ее делегировал. Господствующий класс стремится скрыть сам факт своего господства – якобы господа тоже всего лишь слуги Божии:
(Посл. к Римлянам, гл. 13, стихи 4 – 7):
«4 Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро...
...он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для чего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сиим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь».
Этими догматами с господ полностью снимается ответственность за любые несправедливые законы и деяния. Обдирание народа правящей кастой, наглое присвоение феодалами и другими господами всех земель и чужого труда – сквозь призму этих догматов кажется нормальным. Ведь господа все делают не для себя, а для Бога: «... ибо они Божии служители, сиим самым постоянно занятые». (Посл. к Римлянам гл.13, стихи 4–7). Ведь это тоже Божие установление, а противящийся этому – противится Богу. (Посл. к Римлянам гл. 13, стихи 1–7).
Осуждать кого-либо, а тем более господ и их законы нельзя ни в коем случае, ибо осуждающий другого осуждает (критикует) закон. Сетовать на них нельзя даже своим друзьям по несчастью, ибо тогда ты будешь осужден самим Богом, и не видать тебе спасения души и жизни вечной. (Посл. 1-е Иакова, гл. 5, стих 9; посл. 1-е Иакова, гл. 4, стихи 11–12).
Из ложных предпосылок, заключенных в этих догматах, следует, что все ЗАКОНЫ и ПРЕСТОЛЫ – на самом деле не господами, а Самим Богом созданы (См. посл. 1-е Иакова, гл. 4, стихи 11–12; посл. к Колоссянам, гл.1, стих 16), – и поэтому ИСПРАВИТЬ ЗАКОНЫ И СИСТЕМУ ВЛАСТИ не только ЗАПРЕЩЕНО, но вообще НЕВОЗМОЖНО...
Даже думать на эту тему и на любые темы связанные с устройством мира: запрещено. (Посл. 1-е Коринфянам, гл. 2, стих 16; посл. к Колоссянам, гл. 2, стих 8). Остается только смириться с существующим в стране порядком, и беспрекословно подчиниться ему, позволив полностью растоптать чувство собственного достоинства.:
«1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести»... – пишет Апостол Павел. (Посл. 1-е Тимофею, гл. 6, стих 1);
(Евангелие от Матфея, гл. 5, стихи 39 – 41):
«39 А Я говорю вам: НЕ ПРОТИВЬСЯ ЗЛОМУ. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»...

У всех народов существует некоторое объяснение происходящего. Индуизм, например, учит, что нищета – это побочный продукт вашей прошлой жизни. В древнем Египте религия стремилась внушить человеку, что он ничтожный червь, который ничего не способен изменить. Эта идея внедрялась в подсознание через религию, через искусство, через гигантоманию в архитектуре. – Авторитарный аспект во всех религиях действует одинаково. Его задача – подавить личность человека и сделать его легко управляемым, держать его в невежестве и страхе. Поэтому в Египте, например, в течение двух тысяч лет до нашей эры – не было ни одного народного восстания.
Религия – это не просто объяснение мира: это способ оправдать ситуацию и внушить человеку мысли, что все, что случается, предопределено, что с этим ничего нельзя поделать. В некоторых религиях – это воля Божия. В некоторых религиях – это судьба, написанная до вашего рождения. В некоторых религиях – это ваша прошлая жизнь. Но все религии сходятся в том, что с настоящим ничего нельзя поделать! Остается только смириться с существующим в стране порядком и беспрекословно подчиниться ему.
Традиционное Христианство умело сеет и культивирует в сознании людей нездоровое чувство вины. Полностью выполнить все те неестественные требования, которые официальная Церковь навязывает человеку – невозможно. И Церковь на полную мощность эксплуатирует чувство вины человека, который не смог преодолеть какое-либо искушение: подумал на запретную тему, осудил закон, мысленно осудил обидчика. Все, теперь он пойман в заранее расставленную сеть, он парализован чувством вины перед Богом, перед несправедливой властью, перед своими же обидчиками. Он не способен на сопротивление Злу.
Подавление естественных чувств: чувства справедливости, жажды познания, стремления к истине, просто физиологических потребностей – является величайшим инструментом психологического порабощения человека, введения людей в психологическое и духовное рабство. Методология очень проста – методология заключается в том, чтобы обратить вас против самих себя посредством навязывания вам хронического чувства вины – но она творит чудеса. Каким образом в вас возбуждается нездоровое чувство вины?
– Сначала религия осуждает массу самых естественных потребностей и чувств человека. Только родившись, вы уже оказываетесь виноватым в «первородном грехе» Адама и Евы. Во время поста вы подумали о пище, и вы начинаете чувствовать вину. Если вы доказываете в споре свою точку зрения – вы опять начинаете чувствовать вину перед Богом, потому, что Апостол Павел отнес: разногласия, сомнения, какие-либо споры и ереси, – то есть инакомыслие – к тяжким грехам (Посл. к Галатам, гл. 5, стихи 19–21). У вас появилось сомнение в том, что солнце вращается вокруг земли и ваш ум стал искать истину – вы опять начинаете чувствовать вину, так как сомнение – это тяжкий грех. В то время когда вы уничтожаете в человеке сомнение, вы уничтожаете в человеке нечто, имеющее потрясающую ценность, поскольку именно сомнение позволяет человеку искать и находить. Вы отсекаете самые корни поиска; теперь поиска не будет. Именно это проделывали религии с человеком. Они объявляли себя всезнающими, требовали веры без сомнения и отсекали ваши корни, чтобы вы не росли вверх. Первый отсеченный ими корень – это сомнение – тогда прекращается поиск. Второй – обращает вашу природу против вас, осуждает вашу природу. Сомневайтесь – сомнение не грех, это признак вашей разумности. Сомневайтесь и продолжайте искать истину, пока не найдете. Религия осудила стремление к восстановлению справедливости и желание заступиться за невинно страдающих людей. Религия осудила чувство собственного достоинства и желание сбросить рабство. Но человек не компьютер – он не может жить по программе, его мысли нельзя просто взять и отключить. – Когда на его глазах творится несправедливость или его незаслуженно унижают – запрещенные религией желания и мысли, непроизвольно, как тени этих явлений, обязательно проносятся у него в сознании. Но человек пытается подавить в себе эти желания и мысли, как того требует религия, и чувствует вину за то, что эти желания возникли в нем. Непрерывные неудачи тех, кто сражается со своим естеством, прививают им хроническое чувство вины, делают их душевно и умственно неуравновешенными. И все эти вещи хороши для священника. Он эксплуатирует эти нездоровые чувства.
Конечно, некоторые инстинкты и желания порочны и с ними надо бороться: агрессивность, жадность, желание господствовать, царствовать, зависть, лживость, – безусловно порочны. Это остатки древних природных инстинктов, которые сохранились в наших генах еще от животных, притом от хищных, недобрых животных. Вы понаблюдайте за обезьянами – в каждой стае обезьян есть свой «Царь». Идеалы подлинной демократии, общества социальной справедливости, доброта, интеллект, уникальность каждой личности – это то, что отличает нас от животных и делает людьми. С порочными инстинктами, безусловно, надо бороться – но заодно с ними религия осуждает как раз здоровые и необходимые желания и потребности, она осуждает почти всего человека. Надо понимать, что если природа заложила в человека что-то – это не случайно, на это у эволюции были свои причины, и значит зачем-то это нужно человеку для полноценной жизни.
Комплекс вины, прививаемый религией, делает человека легко внушаемым и психологически слабым. Ведь вы знаете, что многие люди, испытывающие комплекс вины готовы терпеть любые издевательства над собой, так как считают их как бы искуплением вины. Такой человек легко поддается манипулированию и беспрекословно повинуется, особенно тому, кто обещает снять с его души грехи, то есть священнику. Так человек попадает в психологическую зависимость от теократического государства.
Феномены дезориентации, мазохизма и хронического чувства вины, возникающие в Христианском сознании, делают человека совершенно неспособным на борьбу с несправедливостью, и тем более на мысли о каких либо социальных преобразованиях. Люди становятся неспособными на осознание своих прав и защиту своих интересов. А для власть имущих этот аспект Христианства всегда был необычайно ценным. Может быть, поэтому самое жестокое наказание Бог предусмотрел для тех, кто: «... дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». (Посл. 2-е Петра, гл. 2, стихи 9–10).
Итак, мысли человека попадают в ЛОВУШКУ и начинают циркулировать по кругу из ложных догматов, в результате чего человек теряет способность критически осмысливать действительность. Он становится абсолютно неспособен понять истинные причины несправедливости, объективную причину существующего в мире порядка и то – кем этот порядок установлен на самом деле. Мало того – само СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ ИСТИНУ – ПРЕСЕКАЕТСЯ В КОРНЕ, (Посл. к Колоссянам, гл. 2, стих 8; посл. 1-е к Коринфянам, гл. 2, стих 16). Особенно в этом преуспела машина инквизиции, пытаясь сохранить устои феодального общества посредством тоталитарного подавления инакомыслия.
Сомневаться в том, что все это так и задумано самим Богом – категорически запрещается – иначе вы ничего не получите от Бога (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 6–7). Осуждать же Бога за неразумность такого мира и негуманность такого жестокого метода воспитания своих возлюбленных детей – тоже категорически запрещается. За это Богом предусмотрено самое жестокое наказание (Посл. 2-е Петра, гл. 2, стихи 9–10). Человеку вообще запрещается думать на эти темы и на любые темы связанные с устройством мира: «Смотрите, (братия) чтобы кто не увлек вас философиею... не по Христу». (Посл. к Колоссянам, гл. 2, стих 8).
И вообще, объявляется, что не человеческого ума это дело – почему Бог устроил мир так, а не иначе: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?»... (Посл. 1-е к Коринфянам, гл. 2, стих 16). А у духовенства, как и у Павла: «... ум Христов». (Посл. 1-е к Коринфянам, гл. 2, стих 16).
Теперь вам, наверное, понятно – почему в Средние века так настойчиво насаждался принцип – человеческим умом мир непознаваем, и значит – не надо зря тратить время на его исследование:
«... безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы»..., – как выражался Павел (Посл. к Колоссянам, гл. 2, стихи 18 – 19). – А то появятся всякие там... Галилеи, Коперники, Дарвины, а за ними Чернышевские, Добролюбовы и так далее.
Идеи, заключенные в этих догматах, чрезвычайно выгодны и для власть имущих и для духовенства. Они делают народ абсолютно неспособным выбраться из той «ямы» – беззакония и несправедливости, в которую власти народ посадили, и в которой духовенство его удерживает. А простому честному человеку – труженику – отводится только четыре права:
1 Хвалиться высотой унижения своего. (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стих 9).
2 Хвалиться твердостью и непоколебимостью своей в мазохистской вере в это. (Посл. к Колосянам, гл. 1, стихи 22–23; посл. 1-е Петра, гл. 5, стих 10; посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 6–9).
3 С радостью принимать искушения. (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 2–12; посл. 1-е Петра, гл. 1, стихи 6–7; и 9).
4 Винить во всех своих несчастьях можно только свои плотские похоти и диавола, и противиться можно тоже только им. (Посл. 1-е Иакова, гл. 1, стихи 13–17; посл. 1-е Иакова, гл. 4, тихи 1–4; посл. 1-е Петра, гл. 5, стихи 6–10). Но в реальной жизни ничему и никому сопротивляться нельзя. Во всем надо проявлять полную покорность и беспрекословное послушание.

Сопоставьте весь этот поток унижения и бесправия человеческой личности, целый частокол из лжи и других преград для развития личности и общества, с другими словами Апостола Павла из послания к Филиппийцам, (гл. 4, стихи 8–9; гл. 3, стих 17.). В нем Апостол Павел пишет:
(Гл. 4, стихи 8–9.):
«8 Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами».
(гл. 3, стих 17.):
«17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».
Так каким же словам Апостола Павла верить – тем, которые представляют гуманистическое начало и нравственные ценности раннего христианства или тем цитатам, которые приведены в этой статье и низводят человека до положения раба? Какому Павлу верить: в послании к Филиппийцам (гл. 3 стих: 17; гл. 4 стихи 8–9.), где он завещает нам делать только то, что истинно, что честно, что справедливо или в тех догматах, где он проповедует самоуничижение и беспрекословное подчинение любой власти и запрещает искать истину?… (Посл. к Колосянам, гл. 1, стих 16; посл. к Римлянам, гл. 13, стихи 1 – 7; посл. к Колосянам, гл. 2, стих 8; посл. 1-е к Коринфянам, гл. 2, стих 16).
Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 44:
«44 Любите врагов ваших ...Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Скорее всего, сначала способ борьбы с искушениями, и принцип непротивления злу, описанные в этой главе, были предназначены для перевоспитания человека, для уменьшения агрессивности и мстительности. Для того чтобы люди решали конфликтные ситуации мирным путем, без применения силы. Об этом свидетельствуют послания Павла. (См. посл. к Римлянам, гл. 1, стих 28–31, посл. к Римлянам, гл. 3, стих 9–18; посл. к Римлянам, гл. 12, стихи 17–21). Но беда в том, что этот инструмент перевоспитания, в сочетании с АВТОРИТАРНЫМ АСПЕКТОМ Христианства, превзошел все ожидания своих изобретателей и сделал людей не просто сдержанными и милосердными, но превратил их в рабов, в безвольных и послушных исполнителей любой - самой жестокой и бесчеловечной власти - а это уже само по себе безнравственно!... Но чему же тут удивляться, ведь неповиновение любым властям и начальствам объявляется и Петром, и Павлом самым тяжким грехом (Посл. Павла к Римлянам, гл. 13, стихи 1–7; посл. 2-е Петра, гл. 2, стихи 9–10; посл. 1-е Петра, гл. 2, стихи 13–20). Но чему же тут удивляться – когда самый безнравственный приказ властей и начальств надо беспрекословно выполнять: «4 Ибо начальник есть Божий слуга» (Посл. к Римлянам гл. 13, стихи 4 – 7), и, следовательно, повинуясь ему вы, тем самым – служите Богу. (Посл. Павла к Римлянам гл. 13, стихи 1 – 7).
Среди того бесправия и унижений, которые обрушились на человека в Средние века, в новом свете выглядит гуманистический призыв Апостола Павла: «17 Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками... если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Посл. к Римлянам, гл. 12, стихи 17–21). Сама по себе идея прекрасна! - Павел подразумевает, что у человека, которому вы добром отвечаете на зло – проснется совесть и он изменится к лучшему. А месть и силовой метод решения конфликта будут только нагнетать агрессию с обоих сторон. Безусловно, по отношению к тем, кто может осознать, что он не прав – так и надо поступать... Но есть и другая сторона действительности. А если этот человек, который бьет вас, получает от этого удовольствие? Если он садист? – Тогда не сопротивляясь ему, вы поощряете Зло. К сожалению, в мире много бессовестных людей и нельзя ко всем применять одинаковый подход. Бессмысленно пытаться ценой своих бесконечных унижений или ценой жизни многих людей образумить подлеца и негодяя. Чаще он лишь еще больше наглеет от этого, и утверждается в мысли, что остальные заслуживают такого бесчеловечного обращения с ними. И дело не в том, что он поклоняется: «твари вместо Творца» (См. посл. Павла к Римлянам, гл. 1, стих 25–27), а в том, что он неспособен чувствовать сострадание к другим людям.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment