Category: общество

Моя статья в главном трансгуманистическом журнале

Оригинал взят у argonov в Моя статья в главном трансгуманистическом журнале
Английский вариант моей статьи про принцип удовольствия опубликовали в главном академическом журнале по трансгуманистической тематике - Journal of Evolution and Technology - журнале, где публиковались основные столпы мирового ТГ, такие как Бостром, Пирс и т. д.

http://jetpress.org/v24/argonov.htm

Статья на английском, но здесь приведу русский перевод названия и аннотации

The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution

Принцип удовольствия как инструмент научного прогнозирования  автоэволюции человека


Принцип удовольствие (ПУ) может оказаться фундаментальным законом живой материи во вселенной и использоваться для прогнозирования человеческой автоэволюции. Я не претендую на "доказательство" ПУ, но утверждаю, что его, по крайней мере, следует считать научной гипотезой. Я предлагаю верифицируемые и фальсифицируемые постулаты ПУ. Их возможное подтверждение позволило бы создать новую научную дисциплину - гедодинамику - которая позволила бы прогнозировать будущее человеческой цивилизации и даже вероятную структуру и психологию других разумных существ во вселенной. Я показываю два базовых гедодинамических сценария человеческой (постчеловеческой) цивилизации и аргументирую, что открытие нейрокоррелята удовольствия позволило бы делать более детальные прогнозы. В частности, я показываю, что исследование механизмов удовольствия могло бы дать данные для прогнозирования уровня агрессии в обществах будущего. Я делаю вывод, что ПУ потенциально может стать научной основой для фундаментальной, не феноменологической (основанной на экстраполяциях) футурологии "дальнего прицела".

Фактически, статья продолжает идеи моей статьи 2008 года про программирование потребностей (http://transhumanism-russia.ru/content/view/392/144) из "Вопросов философии", но с упором не на социально-политические изменения, а на теоретические основы самого принципа удовольствия (научен ли он, каков его эволюционный смысл) и на футурологию "дальнего прицела" (например, на вопрос, возможно ли объединение людей в океан-солярис, целесообразно ли это, будут ли космические войны и делёж ресурсов во всей вселенной). Интересно, что к написанию этой новой статьи меня сподвиг спор с лидером РТД Данилой Медведевым, который в том же 2008 году утверждал, что принцип удовольствия ненаучен, так как ничего не предсказывает

Приведу пару картинок для привлечения внимания.

Рис. 1. Реальная и прогнозируемая динамика комфортности состояния собаки. Будучи в нейтральном настроении (q=0), собака видит еду. Прогнозируемый комфорт становится положительным, и у собаки уже сейчас появляется положительная эмоция (аппетит). Затем собака замечает непредвиденный фактор: еду охраняет человек с палкой. Прогнозируемый комфорт становится отрицательным, у собаки появляется страх (негативная эмоция). Собака пересматривает поведение, убегает, и страх исчезает







Рис 4. Гипотетическая эволюция механизмов удовольствия: (a) у примитивных существ удовольствие строго соответствует некоторому фактору, необходимому для выживания (например, сытости); цель поведения явно понимается как удовольствие; (b) у высших животных появляется эволюционно запрограммированный анализатор раздражителей, определяющий, какие из них считать страданием, а какие удовольствием (и сподвигающий животное выбирать эволюционно требуемое поведение, предлагая за него награду); поведение является поиском уже не столько удовольствия как такового, сколько конкретных раздражителей, которые его вызывают; (c) автоволюционирующие люди могут перепрограммировать анализатор раздражителей искусственно, что делает его частью модифицируемой среды обитания; в результате схемы (a) и (c) эквивалентны, так как цель поведения существ в них обеих - удовольствие как таковое, а не конкретные приятные факторы. См. также таблицу 1.

Редакторы немало поработали над языком статьи, чтобы мой English перестал звучать как Typical Russian English, за что им большое спасибо. Когда-то я выкладывал в этом блоге русский вариант старой версии этой статьи, но с тех пор она сильно поменялась - не только по языку, но и по некоторым идеям и структуре. Так что теперь мне будет разумнее обратно перевести её с английского, чтобы сделать официальный русский вариант)
pic#nyan_cat

[Анти]гуманисты и [ир]рационалисты.

Оригинал взят у i_ddragon в [Анти]гуманисты и [ир]рационалисты.
К этому посту. Автор делает такие вот выводы:

1) Нет больших иррационалистов, чем ярые сторонники рациональности.
2) Нет более кровожадных и жестоких людей, чем гуманисты.

Согласен - разве что тема плохо раскрыта. Попробую раскрыть поподробнее.
Collapse )

  • Current Music
    Pain of Progress - the fact
pic#nyan_cat

Гитлер-пацифист и другие интересные моменты.

Оригинал взят у i_ddragon в Гитлер-пацифист и другие интересные моменты.
Среди коммунистов распространено утверждение, что мол коммунизм не является настоящим этатизмом, поскольку в далёком светлом будушем предполагал отмирание государства. Несмотря на то, что в начале своего пути - ранний СССР например - вынужден был пойти на установление жёсткого тоталитарного государства. Сторонники такой теории также утверждают, что коммунизм на самом деле очень близок либерализму/анархизму, и соответственно, классифицировать его как режим, родственный фашизму/нацизму - неверно.

Сторонникам такой логики предлагаю также нацизм убрать из группы "тоталитарные режимы", а Гитлера считать пацифистом:
Отсюда можно было бы даже сделать тот характерный вывод, что кто действительно всей душой добивается победы идеи пацифизма в нашем мире, тот должен всею душой добиваться, чтобы мир был завоеван немцами.
...
Что же! Идеи гуманизма и пацифизма действительно, может быть, будут вполне у места тогда, когда вышестоящая раса предварительно завоюет весь мир и в самом деле станет господствовать над всей землей.
(Адольф Гитлер, "Моя Борьба - ГЛАВА XI НАРОД И РАСА")

Короче говоря, подобно тому как коммунисты считают диктатуру коммунистического государства временным явлением, призванным расчистить дорогу для нового безгосударственного общества, которое по-началу нуждается в государственном подавлении врагов - а потому уже будет поддерживаться силами самого общества. Так же и нацисты - по крайней мере Гитлер - считали немецкий милитаризм лишь временной мерой, призванной создать единое мировое государство, в котором уже не будет войн и не будет необходимости в армиях.

Чтобы много раз не писать, затрону ещё пару вопросов - о нацизме и коммунизме.
Первое - некоторые недалёкие товарищи считают, что классификация нацизма/фашизма и коммунизма как схожих явлений является антикоммунистической пропагандой (ту диаграмму на данный момент нарисовал бы очень по-другому, хотя коммунизм и нацизм и сейчас бы расположил рядом). Так вот - либертарианцы в частности не любят коммунизм вовсе не потому, что он в разных диаграммах оказывается рядом с фашизмом и нацизмом. Collapse )

И ещё момент - встречал возражение, что мол главное отличие фашизма и нацизма от коммунизма - это отношение к расе, семье и морали, а не к частной собственности. Collapse )

pic#nyan_cat

Свобода воли и ответственность.

Оригинал взят у i_ddragon в Свобода воли и ответственность.
Среди сторонников концепции свободы воли распространено одно мнение. Мол, если их оппоненты отрицают наличие свободы воли, рассматривают человека как просто очень сложное кибернетическое устройство — то это означает, что они отрицают ответственность человека за свои поступки. Распространённым примером того является модное в последнее время в узких кругах учение, что мол некоторые люди генетически запрограммированы на неэтическое поведение, и потому не должны нести за него ответственности.

В этой статье я хочу показать, что отрицание свободы воли вовсе не ведёт к отрицанию ответственности. Напомню, речь идёт не о свободе, как об отсутствии запретов, а о т.нз. «внутренней свободе действий». Считается, что поведение сущности, обладающей свободой воли несводимо к поведению любой другой сущности с детерминированным, со стохастически-случайным, или частично с детерминированным, а частично со стохастически-случайным поведением.

Для разминки перед основными рассуждениями я вначале кратко пройдусь по религиозным аргументам в пользу того, что ответственность немыслима без свободы воли. Сторонники свободы воли нередко опираются в своих рассуждениях на религию — что мол, человек — не просто кибернетическое устройство, а обладает душой. Посему он не может быть детерминирован — и значит, в его поведение необходимо привнести некоторый непознаваемый фактор под названием «свобода воли».

На самом деле, с наиболее распространённой в рунете религией — христианством - учение о том, что свобода воли тождественна ответственности - несовместимо — по крайней мере если под христианством понимать Библейские учения. Так, в Библии нигде не встречается термин «свобода воли». Более того, библейский Бог иногда карал людей за действия, которые были им же предопределены. Например, в книге Деяний апостолов, во 2-й главе об апостоле-отступнике Иуде говориться, что о нём существовало пророчество. То есть, согласно Библии, предательство Иуды было предопределено, и он попросту не мог не предать. Согласно версии свободовольцев, раз чьё-то злодеяние было предопределено, то он был невиноват. Но между тем, по мнению апостолов, факт предопределённости не снимает с Иуды ответственности за его дела. Предаёт Иисуса и апостол Пётр — и, судя по тому, что Иисус предсказывает предательство Петра, оно также было неизбежным — Пётр и Иуда не могли «захотеть, и не предать». Впрочем, в отличии от Иуды, Петр отделывается тем, что просит у Иисуса прощение.

Другой случай — египетский фараон, у которого Моисей просил отпустить Израиль. Вот что например говорит Бог Моисею: «...когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.» (Вторая книга Моисеева - Исход 4 глава, стих 21). Кто читал книгу Исход, тот знает — Бог сам «ожесточил сердце фараона», сам же в итоге фараона за это жестокое сердце и наказал. Чтобы у вас не было сомнений — по ходу выхода Израилья Библейский Бог ещё несколько раз подтверждает, что именно он толкнул фараона на злодеяния в отношении евреев и сопротивление Моисею — см. Исход глава 7, стих 3; глава 9, стих 12; глава 10, стихи 20, 27: глава 11, стихи 10; глава 14, стихи 4,8 и 17. Вообще, библейский Бог по ходу Ветхого Завета неоднократно толкает людей на злодеяния, за которые потом и делает их ответственным. Например, во Второзаконии 2 главе, 30 стихе говориться: Но Сигон, царь Есевонский, не согласился позволить пройти нам через свою землю, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как это видно ныне..

Но это всё как говориться, лирическое вступление. А теперь будет основная часть.
Collapse )
  • Current Music
    Biochemical — Save Me
pic#nyan_cat

Частная собственность на землю и стабильность либертарианства.

Оригинал взят у i_ddragon в Частная собственность на землю и стабильность либертарианства.
Разделяете ли вы неограниченное право собственности на землю?

Недавно наткнулся на такой вот пост юзера as_merlin (двулетней давности конечно), но интересный. Сам пост конечно — весьма кривая попытка отмазать нынешие «нормальные» государства. Во-первых, таким же образом можно оправдать любое государство — в том числе практикующее регулярные кровавые жертвоприношения своих граждан. Раз собственник территории имеет право убить вошедшего на его территорию — то почему он не имеет право поставить условием жизни на своей территории «раз в неделю убиваю одного жителя»? Имеет. Рабовладельческое государство тоже так можно оправдать — разве что если статус раба там не передаётся по наследству — то есть родившийся в рабстве после самоэмансипации перестаёт быть рабом. Ну а во-вторых, на самом деле автор поста поднял интересный вопрос — нет ли в либертарианстве с неограниченным правом собственности на всё что угодно — в том числе и на землю — скрытого внутреннего противоречия?

Collapse )

  • Current Music
    Theatre of tragedy - deadland
pic#nyan_cat

Нейрокоррелят.

Оригинал взят у i_ddragon в Нейрокоррелят.
Виктор Аргонов aka argonov недавно поднял интересную тему на ru_philosophy - про сознание.

Многие комментарии конечно вызывают полный фейспальм (даже от оригинального философа hitthelimit), впрочем, попадались и интересные мысли.

Но для начала - напомню два положения, без которых понимание проблемы сознания считаю невозможным:

1) В нашем опыте познания квалиа и сознание первично, а материя, вещество, физические законы - вторичны. Понятие материи внесено только чтобы объяснить жёсткие закономерности между некоторыми квалиа.
Можно подвергать сомнению существование материи - как например Беркли. Не факт конечно, что успешно (сам Беркли не отверг материю полностью, а лишь был против того, чтобы считать её онтологической субстанцией), но можно. Но если юзернейм подвергает сомнению существование сознания, то значит, он просто ничего не понимает в сабже.
Собственно, сводить квалиа к физическим процессам архиглупо. Например, неверно говорить, что ощущения красного цвета - это электромагнитные волны определённой длины - или набор импульсов в нейронной сети. Иначе бы это порождало утверждение, что мол находясь в матрице, или имея мозг из кремниевых транзисторов, невозможно ощущать красноту - поскольку в Матрице нет электромагнитных волн, а в транзисторном мозге нет нейронных сетей. И, соответственно, красноту могут ощущать только люди и животные, находящиеся в реале - что весьма сильное (т.е. требующее сильных доказательств) - и весьма сомнительное утверждение.

2) Личность/интеллект != сознание. То есть вполне возможно хотя бы теоретически допустить существование сущностей с интеллектом, но без квалиа. Или наоборот - с квалиа, но без интеллекта. Конечно, вполне возможно, что на практике интеллект требует наличия сознания (оно же не случайно у людей появилось), а существо с сознанием так или иначе будет иметь зачатки интеллекта.

Суть проблемы для нубов в том, что в каждом обладающем сознанием существе имеется некоторый кусок материи, состояния которого находятся в корреляции с состоянием сознания. Этот кусок называется "нейрокоррелятом сознания". Это порождает следующие версии:

Collapse )

  • Current Music
    Amnistia - Emulate

(no subject)

Индивидуация и массовое потребление

ЗАДУШЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ, ИЛИ КАК КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ РАЗРУШАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ (ВКЛАД В ТЕОРИЮ МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ)
БЕРНАР СТИГЛЕР (Bernard Stiegler)

 
             
Гипер-индустриальный капитализм довёл свои технологии до той точки, где миллионы людей каждый день подключаются одновременно к одному и тому же телевидению, радио или включают свой компьютер.
Культурное потребление, методично становящееся массовым, вовсе не безобидно для человеческого желания и сознания

Читать дальше.

больше духовности

Дождались!

Когда-то ещё на заре становления сообщества А.Розов писал о чём-то в этом духе, а именно - клерикализация науки является генератором лженаучной чуши в промышленных масштабах, куда более серьёзных, чем деятельность всяких Чумаков и Кашпировских. Тогда я думал, что он преувеличивает, и это понятно - многих здравомыслящих людей просто тошнит от клерикальных пассажей. Но, похоже, если что-то и было преувеличено, то не сильно. Потому как "первые ласточки" итогов "сотрудничества науки и церкви" уже есть, и их немало, и всякие самодеятельные сайнс-фрики по сравнению с ними просто белые и пушистые. Итак, встречаем одну из "ласточек" -  Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.  Вот тут он проводил анализ своей "научной работы" за 2012г.:
Collapse )

(no subject)

Поле боя в конечном счете – человек.

Философия метаморфозы
Есть какая-то странная иллюзия, что когда действует иерархическая модель управления, то насилия не то что меньше, а оно как бы иного качества.
Но когда тебя насилуют, тебе уже не до идеологических убеждений…


Для того чтобы манипулировать человеком, надо превратить его из субъекта в объект.
Нужно как-то его обозначить: фашист, коммунист, патриот, поэт, политик, актёр.
Чтобы можно было в любой момент эту идентификацию ему налепить, а потом манипулировать ею по законам присущим данному жанру….

Читать дальше